Новости компании Все новости...

Мультимедийное оснащение Профессионально-реабилитационного центра (ПРЦ)

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами...
Это люди, которым судьба послала сложные испытания...
Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
(Л.И. Швецова)

Задача интеграции инвалидов в жизнь современного общества, в том числе предоставление равных возможностей для получения ими образования и рабочих мест, имеет сегодня статус национального приоритета. Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни. Эффективным средством организации образования для таких людей является использование современных инновационных, а также информационно-коммуникационных технологий.

Яркий пример того, как новые мультимедийные устройства помогают в ежедневной работе и обучении лиц с ограниченными возможностями - Профессионально-реабилитационный центр (ПРЦ) в Санкт-Петербурге.

В конце лета 2013г. наши давние партнеры, компания «СВЕГА-Компьютер» - один из крупнейших IT интеграторов Северо-Западного региона России, поставили в Центр интерактивное оборудование марки QOMO. Набор включает акустическую систему для интерактивной доски QOMO QA-HV; интерактивную доску QOMO QWB100WS и доски QOMO QWB200-BW; интерактивные планшеты; документ-камеру; Учебный мультимедийный комплекс (УМК) и систему опроса.

Долго осваивать работу на новом оборудовании не пришлось, и интерактивные устройства уже успели стать неотъемлемой частью лекций и семинаров по самым различным дисциплинам.
Новикова Людмила Игоревна, заведующая отделением по подготовке специалистов коммерческих специальностей в ПРЦ, с радостью поделилась с нами опытом использования оборудования в такой непростой, на первый взгляд, среде, и провела экскурсию по Центру:

«Все наши аудитории оснащены современными компьютерами, и говорить о том, что мы впервые столкнулись с технологиями, не приходится. Как шутят мои коллеги: «Мы рождены с компьютером и мышкой», поэтому работать на интерактивных досках и планшетах для нас одновременно интересно и приятно».

Доказывать, что Центр находится на одной волне с миром новых технологий, не нужно - здесь ежегодно расширяется компьютерный состав, обновляется программное обеспечение, а до поступления сюда нового мультимедиа комплекса в одном из классов уже использовались плазменные панели с сенсорным экраном.

«Наш Центр строился по немецкому проекту и изначально был направлен на всестороннюю интеграцию людей с различными физическими недугами в обычную жизнь общества. Сегодня свою первостепенную задачу мы видим в упрощении усваивания у них информации за счет применения на лекционных и практических занятиях новейшего мультимедийного оборудования», - делится с нами Людмила Игоревна - «с помощью интерактивных досок QOMO мне намного проще объяснить материал учащимся, особенно, если это касается сложных вычислений в таблицах Excel, демонстрации всевозможных наглядных пособий и, конечно же, презентаций Power Point. К тому же, как мы знаем, интерактивное оборудование абсолютно безопасно для учащихся, а при нашей специфике работы это особо важно».

Людмила Игоревна выводит на доску графики и таблицы Excel и в доступной форме объясняет материал студентам - вносит правки, делает пометки поверх материалов, масштабирует изображения, чтобы даже ученики с проблемами зрения могли подключаться к работе.

У доски Новикова Людмила Игоревна, Зав.отделением коммерческих специальностей

На данный момент комплекс интерактивного оборудования активно используется на отделении коммерции. Так, например, интерактивная доска QOMO, а также стол-сейф преподавателя, входящие в Учебный мультимедийный комплекс (УМК), стали «палочкой-выручалочкой» на уроках по товароведению - преподаватель не только включает в лекцию или семинар яркий наглядный материал в виде картинок (например, классификация продуктов питания, бытовых товаров, напитков), но и приглашает учащихся к самостоятельной работе на доске - дописать недостающие понятия, разбить товары по категориям и т.д.

Студентам и преподавателю теперь намного легче построить и выровнять на интерактивной доске график, сделать комментарии поверх любых изображений и документов или в быстром режиме удалить написанный текст - функционал устройства специально заточен под самые важные задачи.

Документ-камера помогает продемонстрировать студентам важные в товароведении предметы, например, медицинские препараты, какие-то важные надписи на товарах, различные договоры и отсканированные документы в большом масштабе для лучшего запоминания и усвоения информации - такое масштабирование незаменимо для учащихся с проблемным зрением или с болезнью Паркинсона.

Как отмечает сама Людмила Игоревна, уроки по товароведению вообще сложно представить без наглядного метода обучения:

«С помощью красивых иллюстраций с пояснениями, выполненных в виде красочных презентаций, усваивание материала становится веселой игрой. Вот Вы знаете, как выглядит такой фрукт, как рамбутан, и с чем его едят, какие страны поставляют его в Россию и какова его оптовая стоимость? А наши ребята знают, и всё это с помощью карт, схем и рисунков, выводимых на интерактивную доску».

Изображение рамбутана на интерактивной доске QOMO

За Учебный мультимедийный комплекс, который, к слову, пока единственный в Профессионально-реабилитационном центре, среди преподавательского состава идет борьба.

«Мы буквально занимаем очередь на аудиторию с УМК. Ведь он незаменим в работе - управлять всем комплексом оборудования удобно с одной лишь сенсорной панели. Преподавателю не нужно больше настраивать всё оборудование перед началом и во время занятия, а в конце лекции или семинара куда-то его убирать со стола или прятать - в УМК это всё предусмотрено», - комментирует Людмила Игоревна.

А стоит ли говорить про занятия по рекламному делу? Без сильных визуальных образов эта сфера была бы невозможной. Учащиеся по этому направлению используют интерактивную доску, в первую очередь, как очень важный инструмент отображения информации - выводят на экран слайды презентаций со своими проектами, учатся отличать логотипы различных рекламных агентств и корпораций, создают собственные товарные знаки, редактируют их с помощью программного обеспечения FlowWorks! и т.п.

Свое применение интерактивное оборудование нашло и на занятиях по технологии швейного производства - с помощью интерактивной доски педагогу теперь намного проще показать ученикам основы выкроек, различные виды стежков и строчек, причем как с уже готовых лекционных материалов в электронном формате, так и с собственноручно разработанных. А чтобы учащимся было проще в будущем придумать собственный комплект одежды, на доску выводятся изображения вечерних туалетов с модных показов и подиумов.

За счет инструментов «выравнивание» и «карандаш» преподавателю удается прорисовать каждый стежок на выкройке, создать чертеж поэтапного метода обработки верхней одежды, сделать важные пометки по вопросам припусков на швы и т.п.

«Раньше мне приходилось самостоятельно вырезать выкройки и раздавать их каждому учащемуся, ксерокопировать картинки различной одежды, выполнять много рутинной утомительной работы. С интерактивной доской демонстрация наглядного материала стала куда проще!»

Поставки мультимедиа оборудования в Центр планируется продолжить. Сейчас в работе на интерактивных устройствах очень заинтересовано отделение промышленных специальностей. Также комплекс оборудования ждет своей очереди в медицинских классах и кабинетах психологов.

«Пока мы не освоили до конца функционал всех мультимедийных устройств, но это все в перспективе. К тому же, мы ждем повторного обучения работе с системой опроса и голосования, которая станет полезным инструментом мгновенного мониторинга полученных у учащихся знаний, выявления ошибок на местах - больше не придется ждать по несколько дней, чтобы узнать результаты теста или самостоятельной работы», - сообщает Людмила Игоревна.

В планах у Центра приобретение специальных программ для просмотра 3D, система видеоконференцсвязи, расширение базы УМК (оснащение каждого кабинета), а также дополнительного оборудование актового зала для проведения учебных заседаний и торжественных мероприятий. Кто знает, возможно, у Центра появится 3D ролик и собственные наработки для работы с интерактивными устройствами. А мы, в свою очередь, с удовольствием проведем повторное бесплатное обучение сотрудников учреждения.

Преподаватели ПРЦ шутят: «Когда компания «СВЕГА-компьютер» демонстрировала примеры современных мультимедийных решений, больше всего нам запомнился огромный экран с плавающими в нем рыбами - вот бы и нам такой! Мы бы поставили его в комнату отдыха и расслаблялись бы под звуки океанской воды».

Профессионально-реабилитационный центр не спешит останавливаться. Как было сказано ранее, в данном учреждении, являющимся единственным подобным центром в Петербурге, ежегодно обновляется и расширяется состав оборудования. И это не дань моде или выставление себя на показ, а современный и объективный взгляд на проблемы обучения лиц с ограниченными возможностями.

Использование новейших инновационных технологий, основанных на широком применении мультимедийных устройств, представляет огромные возможности не только в решении вопросов управления процессами и программами реабилитации, но и, что особенно важно, в решении вопросов реализации индивидуальных программ реабилитации каждого инвалида. К тому же, мультимедийное оборудование способно компенсировать практически любое ограничение по взаимодействию человека с компьютером и обеспечивает ему доступность информационного пространства, позволяет вовлекать в процесс деятельности все органы чувств и моторики.
Внедрение в инклюзивное образование инновационных технологий является эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.

Мы и наши партнеры, компания «СВЕГА-компьютер», всегда помним о том, что наше оборудование должно, прежде всего, приносить пользу тем, кто в нем действительно нуждается.

«Наши ученики уже не могут представить себе уроков без современной интерактивной доски, которая стала для них и компьютером, и экраном, и учебным пособием. Безусловно, нам предстоит еще большая работа в усвоении работы на доске, как среди преподавателей, так и среди учащихся, но мы всегда были на волне с передовыми технологиями и считаем, что современное оборудование делает процесс обучения только эффективнее», - подытожила Людмила Игоревна.

Как показывает опыт Профессионально-реабилитационного центра, правильное использование устройств позволяет сделать образование творческим, интересным и разнообразным процессом, который не утомляет учащихся, сближает их между собой, вовлекает в живое общение, заставляет работать в команде и не чувствовать себя в этом мире одинокими.